Проблемы профессионального самоопределения выпускников школ

Перед выпускниками общеобразовательных школ встают вопросы, связанные с принятием решения о выборе профессии, специальности и места дальнейшего обучения. Однако не все школьники готовы к такому самоопределению, а кто-то даже не стремится к принятию на себя ответственности за столь важный жизненный выбор.

Очень сильное влияние на профессиональное самоопределение оказывает семья. Старшеклассники доверяют родителям и поэтому нередко перекладывают ответственность за свой выбор на них. Родители же исходят из собственных представлений, личного опыта о том, какую профессию следует выбрать их ребенку.

В школах практическими вопросами профориентации занимаются преимущественно психологи. Их основным инструментом выступает стандартный набор диагностических методик, результаты использования которых для решения данной проблемы недостаточны.

Педагоги определяют профессиональное направление учащихся исходя из школьной успеваемости. В старших классах практически невозможно хорошо учиться по всем предметам. В этот период учеба приобретает профессионально ориентированный характер. Об уровне зрелости старшеклассника говорит именно профессиональный критерий: серьезное отношение к предмету, вытекающее из его значения для будущего.

Для создания условий самостоятельного и активного поиска молодыми людьми профессионального направления взрослые должны знакомить их с разнообразием профессий и специальностей, с существующими профессиональными заведениями и местами возможного трудоустройства, обращать внимание на «сильные» и «слабые» стороны индивидуальности личности с точки зрения обсуждаемых профессий. Нецелесообразно траты силы, время и средства на обучение, если индивидуально-психологические особенности не соответствуют данной деятельности.

Не определившиеся молодые люди оказываются также чувствительными к советам сверстников. Безусловно, их советы друг другу не могут выступать надежным основанием при выборе жизненного пути. В результате старшеклассники выбирают не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия всего лишь средство достижения желаемого.

Педагог, школа, семья и друзья — не единственное звено, влияющее на процессы профессионального самоопределения молодежи. Профориентацией должны заниматься и профессиональные учебные заведения, однако существующие сейчас подготовительные отделения вузов готовят лишь к фактической сдаче вступительных экзаменов.

В результате молодежь оказывается предоставлена сама себе в сфере профессионального самоопределения. Усугубляют ситуацию и неясные, расплывчатые общественные запросы в условиях жесткой конкуренции. Поэтому проблема профессиональной ориентации с учетом личностных факторов становится в наши дни, как никогда, актуальной. Ведь благополучие в жизни, прежде всего, будет зависеть от правильного, а точнее сказать, осознанного выбора профессии и путей получения профессионального образования с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

В дополнение к имеющейся системе профессиональной ориентации молодежи можно предложить следующее:

1. Профессиональную помощь в выборе и самоопределении может оказать психолог. Индивидуальная консультация поможет определить наклонности, интересы, способности молодого человека, поможет принять жизненно важное решение о выборе подходящей профессии.
2. Знания о профессиях можно получить не только в учебном заведении, от друзей или родственников. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации и Интернет, где можно почерпнуть информацию о рынке труда, потребностях в кадрах и востребованности профессий (в городе, районе), условиях труда и требованиях предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, заработных платах.
3. Тестирование в профориентационных центрах (Центры профориентации молодежи, Центры занятости населения, Психологические центры). Консультанты предложат множество диагностических методик — простых и сложных, общих и специализированных, призванных помочь сделать правильный выбор профессии.

Таким образом, только комплексный подход позволит принять решение о выборе профессии, обладая более полной информацией.